ГВАРДЕЕЦ ВАНЯ (Часть 2)
Часть 1 - здесь
Итак, боец найден. Имя прочитано. Личность установлена.
А список потерь 22 гвардейского миномётного полка (https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=50109980) дал нам информацию к очень глубокому размышлению:
То, что место призыва не очень вязалось с местом рождения солдата Дементьева легко объяснялось тем, что оператор ОБД «Мемориал» при обработке документа посмотрел не в ту строку. Это сразу же заметил Александр Дударёнок
В документе чётко написано: «Призван Карабашским РВК Челябинской области». Понятно, что, может быть, в этот день оператор впечатал в базу уже сотни имён и вполне мог допустить оплошность. Беспокоила нас другая информация из списка: а именно то, что наш боец дезертировал… из полка «Катюш»... А мы-то же нашли его останки среди «верховой» матушки-пехоты! В полёгших цепях солдатиков из 26 стрелковой дивизии! С оружием в руках!
Судя по месту гибели гвардейцев из списка потерь 22 гвардейского миномётного полка, «Катюши» 213-го отдельного дивизиона в середине апреля стояли в районе Плешаково (в 4-5 км от места обнаружения останков бойца, на другом берегу Ловати). Эта информация также нашла подтверждение в журнале боевых действий 22-го гвардейского миномётного полка, в котором служил Дементьев Иван Григорьевич. В апреле 1942 года 213-й дивизион «Катюш» поддерживал огнём части давно знакомых нам 26-й и 384-й стрелковых дивизий и из района Плешаково вёл огонь на расстояние 5-6 км по району Язвы-Борисово, а также по перекрёстку трассы на Демянск и Гридинской дороги. Ссылка на журнал - https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fpamyat-naroda.ru%2Fdocuments%2Fview%2F%3Fid%3D451003730%26static_hash%3Da6ce45fa8d3df70900f466d8c3990e57v1&post=9587626_3544&cc_key=
Также по списку потерь полка оказалось, что не у всех солдат в графе «Причина выбытия» стояла привычная нам запись «Убит в бою». И не только у Ивана Дементьева запись была иной:
- ЛИТВИНОВ Николай Прокофьевич, гвардеец, орудийный номер, 1910 г.р., уроженец Сумской области УССР. Расстрелян как изменник Родины перед строем 14.4.42. Приказ 0025.
- ПРЕСНЯКОВ Иван Иванович, гвардеец, наводчик, 1918 г.р., уроженец г. Куйбышев. Расстрелян как изменник Родины перед строем 14.4.42 г. Приказ 0025.
- наш ДЕМЕНТЬЕВ ИВАН ГРИГОРЬЕВИЧ, гвардеец, орудийный номер, 1918 г.р., уроженец г. Карабаш Челябинской обл. Сбежал из подразделения 14.4.42 г.
- МУХИН ВИКТОР ИВАНОВИЧ, гвардеец, телефонист, 1922 г.р., уроженец Калининской обл. При попытке побега пойман и расстрелян 16.4.42 г.
Текст приказа №0025 по 22 гвардейскому миномётному полку Резерва ставки Верховного Главнокомандования мы пока не нашли. Несомненно, что этот приказ хранится в архиве. Возможно, когда-нибудь мы его прочтём и узнаем, за что четверо бойцов были приговорены к высшей мере наказания.
На сайте «Память Народа» нашёлся текст доклада командира 22 Гвардейского миномётного полка полковника Кочеткова начальнику опергруппы миномётных частей Северо-Западного фронта генерал-майору Бажанову. Ссылка - https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=455153858&backurl=q\22
В тексте доклада мы находим:
«Нашлись единицы в полку, которые явились предателями и изменниками родины. Это бывшие гвардейцы Дементьев, Литвинов, Пресняков и Мухин. Сами оторвали себя от родины в грозный для неё час. Они хотели отсидеться, спрятаться от войны, хотели чтоб за счастье родины, за судьбу Советского народа дрались и умерли другие, а не они. Они готовили для спасения своей шкуры побег в стан врага. Литвинов, Пhесняков и Мухин, как трусы и предатели, самими же гвардейцами расстреляны перед строем личного состава 213 дивизиона. Указанные факты клятвопреступничества заставили командно-политический состав в своей повседневной работе уделять максимум внимания вопросу изучения людей, знать настроения, нужды, запросы бойцов и повысить свою революционную бдительность, вести самую решительную борьбу с трусами, паникёрами и дезертирами, не пропуская ни одного случая аморального явления без воздействия, добиваясь ещё большего сплочения бойцов и командиров вокруг партии Ленина-Сталина».
Изучая этот доклад невольно обращаешь внимание на несколько моментов:
1. Вроде как это доклад о боевых действиях полка, а боевым действиям отводится, дай Бог, если треть документа. Зато половина документа – о партийной работе: сколько проведено бесед, заседаний, митингов, политинформаций и читок газет, сколько выпущено боевых листков. Это в условиях, когда бойцам-гвардейцам дивизионов полка в условиях полного бездорожья в течение недели в конце апреля 1942 года «горючее и боеприпасы приходилось за 4 километра носить на руках», при этом в течение 5 дней получая лишь по 100 грамм сухарей в сутки (информация из того же документа)
2. Количество комсорговских и политинформаторских штампов, клише, формулировок и прочей шлабуды на квадратный сантиметр текста просто зашкаливает…
3. О том, что провинившийся до степени высшей меры наказания гвардеец Дементьев сбежал, командование полка скоромно умолчало. За этот факт их бы точно не похвалили.
4. И главное: в документе указано, что четверо гвардейцев в тяжёлых боевых условиях «готовили побег» из расположения полка. Не сбежали, а «готовили побег». При всём моём личном уважении к Советской власти, ВКП(б) и руководителям нашего государства того времени, я более-менее в курсе, что тысячи наших сограждан лишились жизни за то, что «готовили» покушение на жизнь товарищей Сталина, Молотова, Берии, Ежова, Ягоды… Кстати, мой двоюродный прадед Минченко (Минчёнок) Казимир Яковлевич 1893 г.р. тоже кое-что «готовил»: в качестве польского шпиона он «готовил» диверсии в г. Кирове. За что был расстрелян в 1938 году.
Так или иначе, на сегодняшний день доподлинно мы не знаем, в чём конкретно заключалась вина четырёх бойцов 213 гвардейского дивизиона 22 гвардейского миномётного полка, которые в середине апреля были приговорены к высшей мере наказания. И были ли они вообще в чём-то виноваты перед Родиной, Советским народом и Красной Армией. Факт в том, что четверо гвардейцев приказом №0025 по 22 гвардейскому миномётному полку за подготовку побега из расположения части были приговорены к расстрелу.
Расстрел состоялся 14 апреля 1942 года. Расстреляли двоих: Литвинова и Преснякова. В этот же день перед расстрелом гвардейцы Дементьев и Мухин убежали из части. Мухина в скором времени поймали и расстреляли 16 апреля 1942 года. Дементьев наказания избежал.
Очень интересно получается: боец, который «хотел отсидеться, спрятаться от войны, хотел чтоб за счастье родины, за судьбу Советского народа дрались и умерли другие, а не он» - отсиживаться и прятаться этот боец побежал за Ловать, в расположение 26 стрелковой дивизии, которая умывалась своей кровью в попытках перерезать по заболоченному лесу Рамушевский коридор. Да, «Катюши» на протяжении всей войны были приоритетной целью вражеской авиации и артиллерии. Но я что-то нигде не встречал, чтобы кто-то из «Катюш» жаждал перебраться в пехоту… Артиллерия, как-никак, была Богом той войны. А матушка-пехота, по крайней мере весной 1942-го, была мясом той войны.
Итак, 14 апреля 1942 года гвардеец Дементьев Иван Григорьевич покинул расположение своего полка, чтобы 21 апреля 1942 года с оружием в руках погибнуть плечом плечу с мужиками из 26 стрелковой дивизии. Если и была у Ивана какая-то вина перед Родиной, то он её искупил сполна. Рассчитался собственной жизнью. Честен, справедлив, законен ли был его выбор между позорным расстрелом перед строем и практически гарантированной смертью в бою в составе пехоты? Мне сложно сказать… Только очень надеюсь, что, окажись я в подобной ситуации, у меня хватило бы духу и сил поступить точно так же.
Итак, хотя бы частично восстановив события последних дней боевого пути Дементьева Ивана Григорьевича, мы поняли, что его родственников мы должны найти, ОБЯЗАНЫ, не имеем права не найти...
Конец 2-й части.
Продолжение следует.
Наша группа ВК: vk.com/fakel.kirov
Наш ТГ-канал: https://t.me/pofakel